Недавно мне пришло в голову отбросить свои стереотипы о том, что российское кино - полнейший шлак, и ознакомиться с кое-какими работами наших соотечественников.
Правда я не планировала изначально описывать здесь свои впечатления, а потом решила - почему нет? Возможно кто-то из ПЧ хочет подискутировать об этих или предложит еще что-то посмотреть, так что буду рада видеть комментарии на эту тему =)
Первый фильм я посмотрела пару дней назад, а второй вчера. Они очень близки по тематике, а потому рецензии объединены в один пост, так что в тексте возможно непроизвольное сравнение их между собой, но я постараюсь обойтись без спойлеров.
Итак.
"Левиафан""Левиафан" (2014, реж. Андрей Звягинцев)
Во всём никто не виноват. Каждый виноват в чем-то своём.
Безусловно, номинация на "Оскар" - это серьезный стимул посмотреть фильм до выхода в кинотеатрах, где кстати он будет показан лишь в феврале и в зацензуренном варианте (Помните про запрет мата на экране? Вот-вот.). Поэтому, как бы мне ни хотелось принести денег в кассу, желание посмотреть в оригинале преодолело даже неудобство в виде английских субтитров.
С эстетической точки зрения, фильм великолепен. Каждый кадр не просто показывает действия или бездействие персонажей, но и являет зрителю ассоциативные или интуитивные отсылки к библейской теме. Наверное, это самое яркая часть режиссуры, придающая дополнительную глубину визуальному ряду. Добавим сюда операторское мастерство, грамотный монтаж и филигранную работу колористов, которые сделали эту мрачную историю настоящей конфеткой для глаз. Насколько я не люблю затяжные планы и "суровую российскую действительность", настолько же была удивлена тому, как легко они воспринимаются в таком изящном обрамлении.
Что касается сценария, то, конечно, нельзя сказать, что он блещет оригинальностью. И все же ситуация, наложенная на национальный колорит, чем-то цепляет. Все в ней кажется уместным и закономерным, хотя и оставляет острое ощущение несправедливости и недосказанности. Светлая цветовая гамма фильма до самого конца оставляет надежду на лучшее, а финал для главного героя, безусловно логичный и даже, наверное, единственно возможный, становится неприятным окончанием для зрителя.
Актерский состав, несмотря на мои опасения, органично вписался в общую картину и хотя герои подчас выглядят гротескно, им веришь и сопереживаешь. Даже ненормативная лексика из их уст звучит довольно естественно. Персонажи не возведены в крайности, у каждого есть недостатки, и все же нет сомнений в том, на чьей стороне правда. Кроме того, каждый персонаж на своем месте, нет лишних для истории героев, как нет лишних реплик в сценарии.
В целом мне фильм понравился и понятно, почему он вызвал такой резонанс именно сейчас, когда ситуация в России и мире в целом достаточно напряженная. И хотя сценаристы намудрили там с историей об Иове, и хотя второстепенные персонажи не так убедительны, как главные, и хотя ритм фильма крайне неспешен, все же это произведение более чем достойное.
Моя оценка 7 + 1 балл за международные награды, итого 8 из 10
"Дурак" "Дурак" (2014, реж. Юрий Быков)
Неужели ты не понимаешь, что мы живём как свиньи и дохнем как свиньи, только потому что мы друг другу никто.
Меня очень заинтересовал трейлер этого фильма и отзывы, вовсю возносящие его над "Левиафаном". Завязка очень интригующая: молодой работник ЖЭКа обнаруживает, что в проблемном общежитии вдоль несущих стен протянулись чудовищные трещины, которые грозят дому разрушением, а жильцам - гибелью. И он, как честный человек, разгорается желанием эту проблему решить, даже если придется противостоять осуждению со стороны своей семьи, коллег и вышестоящих чинов. Казалось бы, неожиданная ситуация из которой может развиться динамичный и сложный сюжет. Но...
Первое, что бросается в глаза - это низкобюджетность фильма. Невнятная операторская работа с первых кадров разрушает все надежды на красоту изображения и продуманность кадров. Темный, в плохом смысле - ничего не разобрать в некоторых отдельных кадрах, видеоряд у меня вызвал у меня желание закрыть плеер еще до начала активных действий героя. Если цветовой гаммой автор хотел передать мрак и безысходность, то ему это удалось, вот только цветокоррекция, кажется, делалась набрасывание первого попавшегося лута. И вот уж чего я не ожидала, так это длинных медитативных планов там, где по сюжету идет экшн и герой куда-то спешит. А вот количеству мелких ляпов то тут, то там, можно только позавидовать
Сюжет. Он был бы весьма хорош, если бы все это уложили в короткометражный формат. Автору, кажется, так хотелось показать реалистичность персонажей, что он решил превратить диалоги в монологи. В результате их реплики на 80% состоят из воды, которая мало того, что усложняет восприятие главной мысли, так еще и ничего не говорит нам о персонажах, кроме склонности почесать языком. Главный герой действительно дурак, потому что методично долбится лбом о стену между своим богатым внутренним миром и миром реальным. Основные его черты - слабоумие и отвага глупость и доброта, а кроме них, кажется, ничего и нет. Личности нет. Даже антагонисты выглядят живее и человечнее, что, к слову, не делает их более реалистичными.
Концовка, как и в "Левиафане", мрачная и закономерная, зло торжествует, но понятие "зло" здесь расширилось до "все, кроме главного героя". Мораль, которую стоило бы преподнести в конце, становится очевидной еще в середине фильма. Несколько сильных фраз, которые вытягивают на себе трейлер, весьма неудачно распределены по хронометражу.
Этот фильм не оставил после себя никаких сильных эмоций, но лишь еще раз доказал, что форма имеет ничуть не меньшее значение, чем содержание. Чернуха и обыденность под девизом "вы достойны того, что имеете" подаются слишком прямолинейно и вселяют мысль, что в жизни только два пути: быть честным неудачником или бесчестной мразью. Безысходность в любом случае. Единственный вопрос, которым задаешься после просмотра: "И что?"
Моя оценка: 4 из 10 и я уже забыла в каком порядке куда бегал главный герой.
Было интересно ознакомиться с двумя свежими новинками российского кино на одну и ту же тему. Увы, художественный артхаус у нас по прежнему возвышается над кинематографом для массового зрителя. Поэтому я буду держать кулаки за Звягинцева в ожидании результатов "Оскара" и кто знает, может министерство культуры станет выделять больше денег на красивые российские ленты =)
АПД. ПродолжениеИии... С огромным опозданием родила все-таки рецензии еще на три фильма. Лучше поздно, чем никогда, не так ли? =)
Хоть эти фильмы и не новы, они определенно стоят внимания. Все они затрагивают совершено разные темы, а в чем-то даже противоречат друг другу, но я постараюсь обойтись без каких-либо сравнений и параллелей.
"Броненосец "Потемкин""Броненосец "Потемкин" (1925, реж. Сергей Эйзенштейн)
Дух революции носился на русской землей. Какой-то огромный таинственный процесс совершала в бесчисленных сердцах.
Личность, едва успев осознать себя, растворялась в массе, масса растворялась в порыве.
Совершено удивительно сейчас смотреть черно-белое кино самого начала советского периода. Фильм прославляет советские идеалы и высмеивает пережитки царского строя, порой чересчур преувеличено. Однако фильм интересен не только с исторической точки зрения.
История, разворачивающаяся на экране, цепляет своим драматизмом. Странное дело: в те времена камеры были хуже, чем теперь в любом смартфоне сейчас, и в визуальный средствах творцы были куда более стеснены, чем сейчас, а все же эта картина получилась динамичнее и логичнее большинства современных фильмов (того же "Дурака"). Темп действия нарастает по ходу сюжета и эффект, оказываемый на зрителя, во много проявляется благодаря грандиозной музыке Прокофьева. И все же, у режиссера должно быть невероятное чувство ритма, чтобы свести воедино сопоставления механизмов машины и человеческих движений еще до того, как он сможет видеть результат. Операторская работа так же подчеркивает динамику общего действия.
Эта картина помогает осознать, насколько слабо современный кинематограф отличается от черно-белого немого кино по уровню воздействия на зрителя. Моя оценка: 8 из 10
"Остров""Остров" (2006, реж. Павел Лунгин, сценарий Дмитрий Соболев)
А что? И во Франции люди живут.
Один из самых добрых и воодушевляющих фильмов, что я посмотрела за последние лет 5. Там нет каких-то сверхинтересных режиссерских приемов, практически нет спецэффектов, Операторская работа местами хромает, а цветовая гамма на протяжении всего фильма весьма скудная и мрачная. Зато игра абсолютно всех актеров поражает. Мамонову веришь безоговорочно, что бы он ни произносил с экрана, все звучит искренне и отдается где-то в мозгу. Мне кажется, это фильм сделал сценарист. К сожалению, не нашла больше известных работ у Соболева, но даже если их нет, в "Острове" он выбил 10 из 10.
Религиозной темы в фильме много, правда она подана неоднородно. Представители церкви здесь явно делятся на положительных, отрицательных и нейтральных, но совсем не таких, какими и привыкли представлять большинство людей. Характеры этих личностей раскрыты и переданы на отлично.
В картине нет динамичных поворотов сюжета, но смотрится она на одном дыхании. Серьезные рассуждения приправлены юмором и лиричной музыкой.
На мой взгляд, это отличный фильм для семейного просмотра тихим уютным вечером. Оценка 9 из 10"Солярис"
"Солярис" (1972, реж. Андрей Тарковский)
Нравственной или безнравственной науку делает человек
Этот фильм мог бы стать блокбастером, если бы в Союзе был такой термин. Великолепное художественное оформление фильма и неординарный сюжет с лихвой компенсируют отсутствие сложных визуальных эффектов. Но, увы, любое произведение в жанре научной фантастики заведомо обречено на осмеяние через десяток-другой лет. Мне понравился этот фильм, он зацепил меня так сильно, что даже приснился мне в ту же ночь. Однако во время просмотра во мне разрывались три мнения: режиссера - который был в полном восторге от всех творческих приемов, ученого - который ругался, что такого не бывает, какой антинаучный бред, и девочки-фанатки - которая рыдала, потому что нельзя одевать в такой шикарный костюм такого страшненького актера как Донатас Банионис.
Фильм не перегружен философией, но оставляет тяжелый осадок в мыслях. Темы подсознательного и неизведанного с одной стороны опутывают зрителя, а с другой - оставляют наедине с самим собой. Этот фильм сложно выбросить из головы даже спустя несколько дней после просмотра.
Моя оценка 9 из 10
В дальнейшем, планирую писать о кино почаще, выбирая пять фильмов, объединенных одной темой. Надеюсь, мои скромные размышления будут кому-нибудь интересны =)